В основе работы практически любого холодильного оборудования или кондиционеров лежит использование хладагента. Речь идет о фреоне, дающим возможность поддерживать температуру воздушного потока на определенной отметке. Это значит, что если характеристики фреона будут утеряны или произойдет утечка хладагента, то кондиционер работать перестанет. Список производимых хладагентов для кондиционеров включает в себя как современные хладоны, так и устаревшие или даже запрещенные по условиям Монреальского протокола хладагенты – связано это с их разрушительным воздействием на озоновый слой.
Предназначение фреона и основные требования к нему
Визуально, фреон является субстанцией в виде жидкости или газа без какого-либо запаха или цвета. Физические свойства фреона способствуют быстрому и равномерному охлаждению помещения. При запуске стандартных сплит-систем, происходит испарение фреона, что приводит к поглощению тепла. Если во внутреннем блоке системы выполняется процесс испарения и выброса холода, то во внешнем блоке, выводимым на улицу, тепло сбрасывается и превращается в конденсат. Сам же фреон, в газообразном состоянии, при попадании на конденсатор, снова становится жидкостью. Соответственно, это замкнутый цикл.
К фреону, который потенциально может использоваться в кондиционерах, предъявляются три основных требования:
- Вещество обязано иметь высокую теплопроводность вместе с низкой плотностью.
- Должна быть полная совместимость хладагента с материалами и веществами, которые есть в самом кондиционере.
- Фреон должен отвечать всем требованиям экологичности и не иметь негативного влияния на озоновый слой.
Разновидности фреонов, которые есть в кондиционерах
У каждого хладагента есть свои особенности и ограничения, про которые нужно узнать еще до процесса выбора кондиционера:
- Под полным запретом находится холодильный агент R12. Связано это с разрушительным воздействием на озоновый слой. Но кондиционеры с таким фреоном все еще можно встретить, и обычно это поддельное, нелегальное оборудование или установки, завезенные из стран с развитой контрабандной сетью.
- Монреальский протокол поставил под запрет и фреон R22, несмотря на то, что он несколько безопасней, чем R12. Сравнительно небольшой процент кондиционеров на таком фреоне еще используется, также его можно встретить в профессиональных холодильниках или в автомобильных системах охлаждения.
- Фреон марки R422d в будущем будет наверняка выведен из обращения по причине существенного влияния процесс глобального потепления, но пока он не находится под строгим запретом.
- Не имеет вредного влияния на озоновый слой хладон R290, и его можно использовать как в бытовых, так и в промышленных системах. Из плюсов можно отметить химическую стабильность, инертность и доступную стоимость. Но данные вещества имеют проблемы с повышенной пожароопасностью.
- Альтернативой фреона R22 может выступать хладагент R-404a и R407. Но и в первом случае и во втором случае отмечается невозможность дозаправки. Все дело в многокомпонентности хладагента. Большее распространение в бытовом и промышленном климатическом оборудовании имеет хладагент R407.
- Сбалансированным хладагентом с одним компонентом выступает вещество R134. В ряде стран такой хладагент находится под запретом, но в бытовых или автомобильных системах он нашел свое применение.
- Из-за меньшего влияния на окружающую среду, фреон R1234 является безопаснее, но дороже, чем 134. Пока еще он используется больше для автомобильных систем.
Наиболее распространения в бытовых системах кондиционирования имеет хладагент R410a и всего его существующие аналоги. Там не используется хлор, негативно влияющий на озоновый слой, но есть проблема с тем, что дозаправка оборудования будет возможна, только если осталось минимум 50% фреона в оборудовании. Причина та же – многокомпонентность. Производители выпускают и несколько более безопасную разновидность R410a. Здесь отмечается как более низкая вязкость вещества, и как следствие, уменьшенный расход фреона, и также сниженный индекс потенциала глобального потепления.
Насколько долго хватает одной заправки хладагента?
Здесь все зависит от характеристик используемого кондиционера, также имеет значение длина трассы вместе с характеристиками самого фреона. Производители в руководстве по эксплуатации оборудования дают рекомендации по заправке с учетом трассы от 4 до 10 м, но при увеличении на один метр, нужно добавлять к полученному значению от 30 до 70 гр фреона на 1 м.п. фреонового трубопровода в зависимости от мощности кондиционера.
Обслуживание кондиционера включает в себя проверку давления в системе и дозаправку фреоном при необходимости. В свою очередь комплексное обслуживание кондиционера проводится минимум 1 раз в год перед летним сезоном – это по бытовым кондиционерам, а в остальных случаях в зависимости от режима эксплуатации. Экстренную дозаправку нужно делать только тогда, когда на дисплее устройства появился код соответствующей ошибки, если испаритель обмерз или же если эффективность функционирования кондиционера заметно ухудшилась.